Разместите статью, биографию и пр.[en]

Чтение Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Чтение

Женщина с девочкой читают (woman with girl reading)

Чарли Мангер: "За всю свою жизнь я не знал ни одного мудрого человека, который не читал бы все время – ни одного, ноль"

Чтение (далее по тексту — "Ч."; эта статья на английском — "Reading") — это восприятие письменной речи по её знакам, буквам[en] (произнося вслух или про себя); это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.

Чтение так же — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

9 октября отмечается Всероссийский день чтения (All-Russian Reading Day).

Как и все виды речевой деятельности, чтение имеет следующую структуру:

На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, то есть решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и тому подобное. В процессе чтения целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно.

Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и так далее. При необходимости подробного изучения текста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д.

На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного[en] текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.

На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

В системе механизмов чтения можно выделить: механизм внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения[en] и слуха:

Существуют различные подходы к выделению видов чтений, они определяются в зависимости:

При ознакомительном Ч. текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого Ч. является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения. При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, Ч. происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде Ч. действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.

С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать.

Цель обучения чтения в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие:

Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста.

Функции чтения

Выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.

Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный[en] опыт.

Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.

Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного — важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций. (Доктор педагогических наук, профессор, Любовь Егоровна Тумина; Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — Москва: Флинта, Наука. Под редакцией Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998)

Виды чтений

Чтение на иностранном языке — значительно труднее чтения на родном языке; определяется степенью владения иностранным языком и целями обучения.

Художественное чтение — это публичное исполнение литературных произведений, жанр эстрадного искусства.

Чтение с экрана монитора — это иной тип чтения людьми, отличающийся от принципа чтения книг и другой печатной информации. Разница — в движении глаз и восприятии текста.

Скорочтение — это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Считается, что некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.

Чтение законопроекта — организационно-правовая форма рассмотрения законопроекта парламентом и определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Чтение лекций — вести лекционный курс в учебном заведении. Излагать, передавать устно слушателям содержание чего-либо.

Глобальное чтение — (автор метода американский[en] нейрофизиолог Гленн Доман) — когда ребенок[en] на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. При этом мозг ребенка самостоятельно обрабатывает информацию и вырабатывает технику чтения любых слов и текстов. Этим способом обучают особых детей врачи[en] Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Мозг ребенка самостоятельно накапливает достаточное количество информации и начинает ее анализировать, искать закономерности. Именно это стало основой глобального метода обучения чтению и, впоследствии, письму.

Литературное чтение (в начальной школе) — пробуждение у учащихся интереса к чтению и повышения их мотивации в этом направлении.

Ответы по литературному чтению — готовые домашние задания с ответами на вопросы рабочей тетради. Решебник (готовое домашнее задание) учебников и рабочих тетрадей предназначены для проверки.

Рабочая тетрадь по чтению — задания с вопросами, на которые ученику следует написать правильные ответы. Например:

Тетрадь по литературному чтению (exercise book literary reading)

Поэтическая тетрадь

  • Найдите самостоятельно в Интернете или энциклопедии годы жизни поэтов и запишите их:

Ф.И. Тютчев ______________________________________

А.А. Фет __________________________________________

Е.А. Баратынский __________________________________

А.Н. Плещеев _____________________________________

И.А. Бунин ________________________________________

Н.А. Некрасов _____________________________________

  • Кого можно назвать современниками А.С. Пушкина (1799-1837)? Подчеркните их имена.

Ф.И. Тютчев. Еще земли[en] печален вид...

  • Выпиши из стихотворения слова, которые помогают увидеть картины ранней весны.

___________________________________________________

___________________________________________________

Ф.И. Тютчев. Как неожиданно и ярко...

  • Выпиши из стихотворения глаголы. Объясни их смысл. Одинаковы ли эти глаголы по звучанию?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

 

О ликвидации безграмотности в РСФСР

26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР приниял декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР» (ЛикБез). Согласно ему все население Советской России[en] в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). К 1917 году было всего 30% грамотных от общего числа населения страны. Одной из главных трудностей было совмещать работу и учёбу среди взрослого населения. Результаты ЛикБеза видны были к 1940 году: по данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР[en] перестала быть катастрофической.

В ночь с 24 на 25 апреля 2015 года по всей России прошла международная акция в поддержку чтения «Библионочь». «Библионочь» — ежегодная акция в поддержку чтения как образа жизни.

Подробнее о чтении читайте в литературе:

Гранин Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. — М., 1988;

Доблаев Лев Петрович. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982;

Ипполитова Наталья Александровна. Виды чтения на уроках русского языка // РЯШ. — 1987. — № 2;

Ипполитова Н.А. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка. — М., 1990;

Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. — М., 1987;

Социально-исторический подход в психологии обучения / Под редакцией Майкла Коула. — М., 1989;

Фоломкина Софья Кирилловна. Обучение чтению // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебное пособие для педагогических институтов / Надежда Ивановна Гез, Михаил Васильевич Ляховицкий, Александр Александрович Миролюбов и другие — М., 1985;

Окунева Ирина. Феномен «чтения» у Пруста и Беньямина // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты. М., 2004. С. 70-93;

Рейтблат Абрам Ильич. Чтение вслух как культурная традиция // Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001. С. 30-35;

Рубакин Николай Александрович. Книга и читатель. М., 1928;

Селиверстова Нина Анатольевна. Читательские интересы молодежи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 156—157.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная